Хорошо одетые люди считаются компетентнее остальных

Американские психологи провели серию опытов, результаты которых подтвердили справедливость поговорки: встречают действительно по одежке

Выводы о компетентности человека делаются на основе того, насколько богато или бедно он одет, причем формируется это мнение за доли секунд и изменить его невозможно.

Ирина Зиганшина

Читайте Новые Известия в официальной группеСледите за самыми важными новостями региона в ленте друзейFacebookВКонтактеTwitterОдноклассники

Работа сотрудников Принстонского университета, посвященная «еле уловимым экономическим сигналам, исходящим от одежды человека», опубликована в журнале Nature Human Behavior. В серии из девяти исследований, проведенной психологами, оценивалась компетентность лиц, носящих различную верхнюю одежду. Одежда, воспринимаемая наблюдателем как «более богатая», неважно, что это было, футболка или фрак, приводила к более высокой оценке компетентности носителя, чем аналогичные предметы, оцениваемые как «более бедные».

Исследователи начали с того, что показали независимой группе «судей» изображения 50 человек, попросив их ответить, насколько богатыми или бедными выглядят эти люди. Основываясь на этих рейтингах, ученые выбрали 18 черных и 18 белых человек, оказавшихся наиболее «богатыми» и наиболее «бедными». Их изображения были затем использованы в девяти исследованиях.

Чтобы убедиться, что одежда на оцениваемых в действительности не представляет собой экстремальных случаев богатства или бедности, исследователи попросили отдельную группу «судей» описать ее. Крайне положительная или отрицательная лексика были редки, и среди 4725 слов прилагательные «бедный» и «богатый» прозвучали лишь раз.

Затем участникам показали людей в «более богатой» и «более бедной» одежде и попросили интуитивно оценить их компетентность по шкале от 1 («не совсем») до 9 («чрезвычайно»). «Судьи» видели изображения в течение трех разных отрезков времени, начиная примерно от одной секунды до примерно 130 миллисекунд – последнего, как говорят психологи, недостаточно даже для того, чтобы понять, что вы видели лицо. Рейтинги оставались неизменными, каким бы не был отрезок времени, отпущенный на оценку.

В последующих исследованиях ученые всячески меняли «правила игры», пытаясь повлиять на предвзятость «судей». В одном они заменили все костюмы и галстуки неформальной одеждой. В другом прямо говорили «судьям», что нет никакой связи между одеждой и компетентностью. В третьем предоставили информацию о профессии и доходах оцениваемых, чтобы свести к минимуму выводы, сделанные на основе одежды. Однако, независимо от всех этих изменений, результаты оставались прежними: люди оценивались как более компетентные, если их одежда воспринималась как «более богатая». Даже когда «судей» предупреждали о потенциальной предвзятости и предлагали им финансовые «стимулы», прося быть объективными, ничего не менялось.

Учитывая, что компетентность часто ассоциируется с социальным статусом, результаты исследования показывают: люди с низким доходом могут сталкиваться с предвзятостью окружающих, которая рождается просто при взгляде на их одежду. Как пишут авторы исследования, «бедность чревата проблемами. Вместо уважения к своим трудностям люди, живущие в нищете, сталкиваются с постоянным пренебрежением и неуважением со стороны остального общества. Мы обнаружили, что такое неуважение – явно необоснованное, поскольку выводы о компетентности делались лишь на основе одежды и за доли секунды».

Неравенство во всем мире растет, разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми бедными колоссален, люди крайне чувствительны к состоятельности окружающих, и подсознательные сигналы, которые они получают, не поддаются рациональному переосмыслению. Выход, предлагаемый учеными, – в том, чтобы избегать ситуаций, которые провоцируют предвзятость. Например, в школах ввести форму, а при приеме на работу отказаться от личных интервью. Последнее, кстати, часто происходит в научных учреждениях, и там подобная практика действительно ведет к появлению более сильных ученых.

Источник: newizv.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.