Заклятый враг Илона Маска: как 37-летний инженер бросил вызов Tesla и стал миллиардером

Источник: forbes.ru

На часах 8:00, и этим январским утром температура воздуха в Нормале, штат Иллинойс, городке всего в нескольких часах езды к югу от Чикаго, значительно ниже нуля. Небольшой пруд перед сборочным заводом Rivian Automotive уже заледенел, трава покрыта инеем, а прогноз погоды обещает снегопад. На заводе ненамного теплее. Почти весь объект площадью 240 000 м² является зоной строительства, где проходит масштабный ремонт стоимостью в $750 млн. Его планируют закончить к концу года, когда завод должен начать производство грузовых автомобилей, микроавтобусов и внедорожников на аккумуляторах. Поэтому такие мелочи, как отопление, не в приоритете.

Единственный законченный участок — второй этаж в передней части здания с видом на завод — там, где у предыдущего владельца завода, Mitsubishi, располагались офисы администрации. В то время доступ к этому этажу был открыт только для руководства. Теперь же это гигантское открытое рабочее пространство, которое доступно для всех: с кафетерием, бетонными полами, естественным светом, с такой же планировкой, как в центре исследований и разработок Rivian в Плимуте, штат Мичиган. Концепция обоих офисов заключалась в том, чтобы объединить заводскую и туристическую эстетику, которая соответствовала бы бренду компании как автопроизводителя, выпускающего экологичные автомобили для бездорожья. Rivian, которая была основана еще в 2009 году, но свой первый автомобиль выпустила только в этом, работает также в Сан-Хосе и Ирвайне, штат Калифорния, где разрабатывает свои технологии и аккумуляторы.

«Когда мы закончим уборку, покраску и установку оборудования, — говорит 37-летний основатель и генеральный директор Rivian Роберт Джозеф Скариндж (более известный как Ар-Джей Скариндж), — то уже к середине этого десятилетия мы сможем производить 250 000 автомобилей в год».

Вложились Amazon и Ford

Создать независимого автопроизводителя нелегко. В числе жертв индустрии — Престон Такер, который в конце 1940-х годов бросил вызов Детройту, и Джон Делореан, который так и не смог отправить автомобильную столицу назад в будущее в начале 1980-х годов. В XXI веке выпустить линейку автомобилей для масс-маркета еще сложнее, чем во времена Такера и Делореана, и намного рискованнее, если речь идет об электромобилях.

2020-е годы могут стать десятилетием электромобилей. По данным исследования Oppenheimer, в последнем квартале 2019 года на электромобили и гибриды на аккумуляторах пришлось всего 2,2% от общего объема продаж автомобилей в США. И всего треть из них были полностью электрическими. Но ситуация быстро меняется. В 2018 году во всем мире было продано всего 5,1 млн электромобилей, но ожидается, что этот показатель стремительно вырастет за десятилетие. Прогнозируется, что в 2020 году будет продано 21 млн единиц, в 2025 году — 98 млн, а в 2030 году — 253 млн.

Разработка нового электромобиля требует инвестиций в самые передовые исследования. Единственная компания, которой хоть что-то удалось в этой области, — это, конечно же, Tesla, но даже ей пришлось нелегко.

«Мы долгое время наблюдали и изучали, как создавались различные автопроизводители, — говорит Скариндж. — И мы размышляли, какие риски связаны с созданием и масштабированием бизнеса, а также какой стартовый капитал необходим». За последние 13 месяцев он и его команда привлекли $2,85 млрд на развитие Rivian. Сначала Amazon (и другие) инвестировали $700 млн в феврале 2019 года. Затем, два месяца спустя, Ford выделил еще $500 млн.

Cox Automotive, который владеет такими брендами, как Autotrader и Kelley Blue Book, предложил еще $350 млн в сентябре. И, словно этого было мало, чтобы воплотить в жизнь грандиозные планы Скаринджа, незадолго до кануна Рождества управляющая компания T. Rowe Price стала основным инвестором в очередном раунде привлечения финансирования на $1,3 млрд.

Эти ранние вливания капитала позволили Rivian достичь оценки чуть выше $5,5 млрд. Предположительно, Скаринджу принадлежит немногим более 20% компании. А значит, он новейший миллиардер в числе представителей автопрома. Скариндж за пару лет смог почти в три раза увеличить штат Rivian — сегодня в компании работают более 2000 сотрудников. Вопрос в следующем: даже с $3 млрд в запасе сможет ли Rivian воплотить мечты Скаринджа об электромобилях?

По пути Tesla

До сих пор компания продвигалась вперед с гораздо меньшими трудностями, чем Илон Маск во время выпуска первого автомобиля. С 2003 по 2008 год Tesla привлекла около $100 млн на выпуск Roaster, который вскоре был заброшен в пользу Model S, а на Model S потребовалось более $350 млн финансирования (включая IPO 2010 года, в ходе которого компания была оценена в $1,7 млрд). Трудности с логистикой и стремление Маска трансформировать процесс производства Model 3 привели к задержкам на два с лишним года в поставках автомобилей покупателям и череде проблем с контролем качества. Последствия этих проблем, как сообщается, обошлись производителю электромобилей в сотни миллионов долларов. Затем компания взяла в долг миллиарды при масштабировании производства для масс-маркета.

В таком случае, если даже великая Tesla сталкивалась с таким количеством препятствий, что позволяет Скаринджу думать, что Rivian, которой не выпустил пока ни единой машины, легко справится с задачей? Он так не думает. «Что-нибудь пойдет не по плану», — признает молодой CEO. Однако он уверен, что справится с любыми трудностями. В конце концов, Rivian предназначен для пересеченной местности.

«Автомобили для приключений»

Ар-Джей Скариндж начал мечтать о том, чтобы основать собственного автопроизводителя, еще когда учился в старших классах. Но в отличие от большинства подростков с подобными амбициями Скариндж еще и стал изучать инженерное дело. На Скаринджа повлияла учеба в Автопромышленной лаборатории Слоун при Массачусетском технологическом институте. «Я все лучше начинал понимать, сколько проблем связано с автопромышленностью: геополитика, климат, качество воздуха и много другое, и это стало для меня источником сильного внутреннего конфликта», — вспоминает он. Поэтому он отказался от планов создать спортивный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания в пользу электромобиля, подобного ранней модели Roadster от Tesla.

Получив докторскую степень в 2009 году, Скариндж вернулся домой в Мельбурн, штат Флорида, где основал компанию, которая сейчас известна как Rivian. На протяжении четырех лет он и его команда разрабатывали скоростной электромобиль. Впоследствии Скариндж обнаружил очевидный пробел в линейке электромобилей в категории грузовиков и внедорожников класса люкс.

Наконец, в ноябре 2018 года Rivian продемонстрировал два прототипа на автосалоне в Лос-Анджелесе: R1S, электрический внедорожник для семи пассажиров, и R1T, электрический пикап. Так называемые автомобили для приключений выглядят как отпрыски Range Rover — угловатые, мощные и роскошные. Они буквально напичканы новейшими функциями вроде беспроводного интернета и множеством инструментов для обеспечения безопасности водителя.

Компания рассчитывает поставить 20 000 грузовиков и внедорожников в 2021 году и 40 000 единиц — в 2022 году, что может принести ей примерно $1,4 млрд и $2,8 млрд соответственно, если все пойдет по плану. Для сравнения: Tesla продала 25 000 единиц Model X в 2016 году, первом полном году после релиза модели.

Высокая конкуренция

Скариндж говорит, что к 2024 году в модельном ряду Rivian появится еще три автомобиля. Он с осторожностью рассказывает подробности, но уточняет, что один из автомобилей будет меньших размеров и все они будут значительно дешевле. Если Скариндж действительно сможет удержать цены ниже $50 000 за машину, то это для Маска станет гораздо более серьезным поводом для беспокойства, чем разбитое непробиваемое стекло его Cybertruck.

Очевидно, что на рынке электромобилей сейчас доминирует Tesla — на нее приходится почти 80% продаж в США. Rivian столкнется с жесткой конкуренцией в сегменте элитных электровнедорожников со стороны других автопроизводителей. Внедорожник R1S выйдет на рынок осенью одновременно с такими машинами, как Mercedes-Benz EQC (стартовая цена — $67 900), внедорожник Audi e-tron ($74 800), Jaguar I-Pace ($69 500) и, конечно, Tesla Model X ($84 990). Другие автопроизводители, такие как Hyundai и Kia, предлагают более доступные варианты, например Kona EV с ценой от $37 190 и Niro EV ($38 500).

Однако в сегменте грузовиков у Rivian вряд ли найдутся настоящие конкуренты. Производство уже ставшей знаменитой Cybertruck от Tesla начнется не ранее 2022 года. Тем временем и Ford, и General Motors обещали выпустить электрические пикапы в ближайшие несколько лет.

Rivian обещает, что его R1S и R1T будут обладать выдающимися техническими характеристиками — в частности, запасом хода свыше 640 км, что почти на 120 км больше, чем у любого другого существующего ныне электромобиля. Более того, Rivian обещает, что это будут настоящие внедорожники. Попробуйте проехать на Tesla по пляжу или через лес.

Компания также планирует построить инфраструктуру для подзарядки, сродни Superchargers от Tesla. «Мы разрабатываем их параллельно», — говорит Скариндж. Что до стоимости, то цена на пикап Rivian в базовой комплектации будет равна примерно $69 000, а на внедорожник — $72 500 (и оба дают право на федеральные налоговые льготы). Скариндж намекает, что эти цены снизятся к моменту релиза, но не называет точные цифры.

Многое будет зависит от новых щедрых партнеров Rivian.

Получить за короткое время $3 млрд на развитие от Amazon, Ford и Cox — это, несомненно, впечатляющее начало для Скаринджа. Однако если ориентироваться на опыт Tesla, то эти средства не позволят масштабировать производство настолько, чтобы состязаться с Маском.

Партнерства, которые заключил Скариндж, касаются не только денег. В случае с Ford компании будут совместно разрабатывать электромобиль. «Мы предоставляем платформу, — говорит Скариндж. — Они предоставят корпус и салон». Скариндж неохотно рассказывает о проекте, однако известно, что электромобиль будет внедорожником класса люкс под брендом Lincoln. Цель Ford — создать 40 моделей электромобилей до конца 2022 года. Компания, в частности, работает над электровнедорожником Mach-E, а также над гибридной и над полностью электрической версиями Ford F-150, самого успешного в Америке автомобиля. Кроме того, совместно с Volkswagen Ford разрабатывает электромобили на своей новой платформе.

Для чего Amazon инвестиции в Rivian? Компания Джеффа Безоса собирается к 2040 году сократить углеродные выбросы всех своих подразделений до нуля, а к 2030 году — полностью перейти на энергию из возобновляемых источников. Amazon заказал у Rivian 100 000 грузовиков. Не менее 10 000 из них должны быть в строю к концу 2022 года. Грузовики станут частью непрерывной логистической цепи, которую Amazon выстраивает с 2015 года. Если это так, можно рассчитывать, что у Rivian станет еще больше заказов.

Но больше всего Маску стоит беспокоиться о партнерстве Rivian и Cox. У Tesla есть более ста сервисных центров в 30 штатах, однако в 2019 году Cox обработал более 55 миллионов сервисных запросов через свою разрастающуюся сеть коммерческих и партнерских сервисных центров по всей Америке. Если что-то пойдет не так с R1T или R1S, предполагается, что клиент сможет отвезти автомобиль в сервисный центр Cox и устранить неполадки быстро и качественно — с чем у Tesla были сложности с момента ее основания.

Cox тоже сотрудничает с Rivian ради долгосрочной перспективы: поскольку на рынке появляется все больше автомобилей, компания хочет контролировать вторичные продажи. «Я надеюсь, что с нашими навыками, — говорит президент Cox Сэнди Шварц, — и с новыми знаниями однажды мы станем ключевым оптовым продавцом всех автомобилей Rivian».

Осталось произвести автомобили.

Как Маск, но нормальный

Название города в Иллинойсе, где расположен Rivian, отлично подходит для того, чтобы описать самого Скаринджа и отличить его от Маска: Нормал. Сооснователь Tesla склонен к браваде и эксцентричности: он превратил свой аккаунт в Twitter в мощное оружие и практически самостоятельный отдел маркетинга, тогда как Скариндж держится скромно и не привлекает излишнего внимания. Маск фотографируется с моделями и поп-звездами, Скариндж — семейный человек, пусть даже в последнее время он редко видится с семьей. Сейчас он живет на чемоданах и по пять дней в неделю разъезжает между четырьмя офисами компании, чтобы убедиться, что все идет по плану. Его супруга Меган и трое сыновей (все младше пяти лет) проводят с ним время с вечера пятницы до вечера воскресенья в скромном доме недалеко от Ирвайна.

В июле 2015 года закрылся завод Mitsubishi, настроение в Нормале было отчетливо траурным. «Было нелегко, — говорит мэр города Крис Кус. — Более 1000 человек остались без работы». Даже когда в 2017 году завод был продан Rivian за $16 млн, жители города все еще были настроены скептически. Однако вскоре их мнение переменилось. «Rivian проявил интерес к образу жизни города, качеству образования, наличию доступного жилья и транспортной инфраструктуре», — говорит мэр. Прошлым летом компания даже провела в Нормале специальную встречу, чтобы ответить на все вопросы местных жителей. Это сильно изменило восприятие Rivian в Нормале и, что неудивительно, помогло в найме работников.

Перетянув город на свою сторону, Скариндж теперь намерен провести Rivian через первый цикл производства и расширить линейку. Пока рано делать выводы, кто победит в войне электромобилей, но Rivian — одна из всего лишь пары компаний, которая имеет шансы не просто выжить, но и процветать, по мнению Сэма Абуэльсамида из Navigant. Он считает, что Rivian может находиться даже в более выгодном положении, чем Tesla: «Если говорить о том, кто может потенциально добиться больших объемов производства, вывести больше автомобилей на рынок в кратко- и среднесрочной перспективе, то это, скорее всего, Tesla». Но с точки зрения бизнеса Rivian «с большей вероятностью преуспеет» из-за специфики их продукта.

Но сначала колеса должны коснуться дороги.

Перевод Натальи Балабанцевой

    Tesla для самых маленьких: как 26-летний ученый из Сибири придумал «умную» коляску
    «Звено между наследием и будущим»: Porsche представила свой первый электромобиль

10 примет времени, перевернувших нашу жизнь

1 из 10

2 из 10

3 из 10

4 из 10

5 из 10

6 из 10

7 из 10

8 из 10

9 из 10

10 из 10

15 ноября 1996 года старшеклассники из Тель-Авива Арик Варди, Яир Голдфингер, Сефи Вигисер и Амнон Амир запустили интернет-пейджер для обмена сообщениями. Проект получил название ICQ и стал первым в истории мессенджером. За прошедшие с тех пор 20 с лишним лет мессенджеры полностью изменили коммуникации, позволив пользователям, находящимся в любой точке земного шара, мгновенно обмениваться информацией.

Мессенджеры обогнали социальные сети по объему трафика. По данным Statista на апрель 2019 года, самым популярным мессенджером в мире был WhatsApp c 1,6 млрд активных пользователей. На втором месте — Facebook Messenger с 1,3 млрд пользователей, на третьем — WeChat с аудиторией 1,1 млрд, которая практически полностью состоит из китайцев.

Мессенджеры стали превращаться в экосистемы. Они позволяют не только обмениваться фото- и видеоконтентом с друзьями, но также, например, заказывать еду или переводить деньги через встроенные платежные сервисы. Такая функция уже есть у китайского WeChat, к этому стремятся Telegram и Facebook, заявившие о своих планах создать криптовалюту, которой можно будет оплачивать покупки и заказы прямо в приложении.

Использовать потенциал мессенджеров стремятся крупные банки, онлайн-ретейлеры и сервисы доставки, встраивая их в свои бизнес-процессы. Например, в марте 2018 года Сбербанк купил мажоритарную долю в компании «Диалог» — разработчике мессенджера Dialog enterprise. В ретейле, по данным АКИТ, более трети российских компаний используют мессенджеры, чаще всего WhatsApp, для общения с клиентами.

Факт: Самый популярный в России мессенджер, по данным Deloitte, — WhatsApp. Им пользуются 69% владельцев смартфонов. На втором месте Viber — 57%, третье место у Skype — 45%.

Цитата: «Мы используем приложения для обмена сообщениями чаще, чем социальные сети, и предпочитаем личные сообщения публичным: мессенджеры создают иллюзию приватности» (Марк Цукерберг, CEO Facebook).

Следующая примета >>>

Следующий слайд

Все изменения, которые произошли в транспортной системе столицы за последние годы, у москвичей прочно связаны с именем Максима Ликсутова. Весной 2011 года 35-летнего главу совета директоров группы компаний «ТрансГрупп» московский мэр Сергей Собянин назначил своим советником, а в декабре — руководителем департамента транспорта. Ликсутов заявил, что часть активов продал партнерам, а другую часть передал в управление.

Спустя два месяца новый чиновник объявил о начале дерзкого эксперимента — внедрения бесплатной сети Wi-Fi в некоторых вагонах московского метро. В тот день он представлял программу развития транспортного комплекса, стратегической задачей которого стала борьба с пробками при помощи пересадки автомобилистов на автобусы и метро.

По программе «Развитие транспортной системы…» предполагалось выделить на ближайшие четыре года 2,2 трлн рублей, ускоренно строить дороги, метро, создать 1 млн новых парковочных мест, сделав парковку в центре города платной, улучшить работу общественного транспорта, создать Малое кольцо Московской железной дороги с целью запуска по нему пассажирского движения. Началась реконструкция 54-километрового Малого железнодорожного кольца, известного сейчас как МЦК. Выполнение программы начали с создания системы эвакуации автомобилей. В июле 2012 года Мосгордума приняла закон, который увеличил тариф на эвакуацию до 5000 рублей (втрое выше, чем предыдущий) и постановил в пять раз прирастить число эвакуаторов — до 1000 машин. В сентябре 2012 года Ликсутов стал заместителем Собянина. В мае 2013 года в столице заработала первая крупная система велопроката, для которой было устроено 40 парковок, а Банк Москвы (позднее спонсором стал еще и Сбербанк) закупил 1000 велосипедов. Через месяц появилась карта «Тройка», пригодная для оплаты проезда на многих видах транспорта, в том числе на МЦК, открытой в сентябре 2016 года. Оно стало 14-й веткой московского метро. Активно расширялась и сеть традиционного метро. Московский метрополитен с 2011 года строился рекордными по мировым меркам темпами: было открыто 74 новые станции, к 2022 году должно быть построено 220 км новых линий.

Факт: По итогам 2018 года Москва заняла первое место в мире по количеству часов (210 в год), которые водители теряют в пробках, свидетельствует исследование загруженности городов, проведенное международной компанией INRIX. На втором месте — Стамбул (157 часов).

Цитата: «Для Москвы огромное значение имеет происходящая прямо на наших глазах транспортная революция» (Тимур Башкаев, руководитель архитектурного бюро «АБТБ»).

Следующая примета >>>

Следующий слайд

Мировой стандарт мобильного интернета GSM для сетей 2G-поколения был зарегистрирован в 1991 году. В России он появился в конце 1990-х годов, но резкий скачок в развитии сетей был связан с лавинообразным ростом числа смартфонов в конце 2000-х. В 2019 году, по данным исследовательской компании GfK, число пользователей мобильного интернета в России составило почти 55 млн — 61% от общего числа интернет-пользователей.

Важная примета времени — стремительный рост аудитории пользователей mobile only — тех, кто пользуется только мобильным доступом. За год их стало вдвое больше, сегодня их доля в России— 35%. При этом цена мегабайта у нас остается одной из самых низких в мире: страна находится на втором месте в мире по стоимости мобильного интернета после Индии, но по скорости и качеству передачи сигнала она сравнима со странами Европы и США.

Общение с каждым годом все больше перетекает в интернет: в то время как доход операторов от звонков и смс-сообщений стремительно снижается, драйвером роста выручки для них становится именно мобильный трафик интернета. Чтобы обеспечить этот рост, мобильные операторы по всему миру начинают тестировать сети нового поколения. Во время чемпионата мира по футболу в 2018 году «Мегафон» провел первую в России прямую трансляцию футбольного матча с использованием технологии 5G, а летом 2019 года точки для тестирования сетей нового поколения уже появились у операторов МТС и Tele2.

Однако запустить полноценную коммерческую сеть 5G ранее 2022–2023 года операторам вряд ли удастся: по оценке Сбербанка, строительство инфраструктуры в России займет несколько лет и обойдется операторам в 400 млрд рублей.

Факт: В Москве работает более 2000 точек беспроводного Интернета, при этом мобильный Интернет обходится москвичам в восемь раз дешевле, чем жителям Нью-Йорка.

Цитата: «Wi-Fi умрет очень скоро. Он уже умирает. Мы видим большой рост потребления LTE в тех местах, где было бы ожидаемо видеть потребление через Wi-Fi. Я полагаю, что 5G будет влиять на поведение пользователей, когда люди не будут пользоваться Wi-Fi, домашними сетями и всем остальным. Они все будут хуже, чем хороший 4G и 5G» (Василь Лацанич, гендиректор «Вымпелкома», «Ведомости», 16 апреля 2018 года).

Следующая примета >>>

Следующий слайд

Трудно представить, что еще в 2009 году такси можно было или поймать на обочине дороги, или вызвать, позвонив диспетчеру таксопарка. Единственным средством автоматизации был тогда сервис «Таксовик» — поисковик по многочисленным столичным службам такси. Перемены начались осенью 2011 года, когда в России появился первый сервис, упростивший вызов «мотора», — «Яндекс.Такси». Приложение Gett от израильской компании Gettaxi вышло на рынок в 2012 году, американский Uber пришел позже всех, в 2013 году.

У всех трех агрегаторов такси были схожие черты, но были и отличия. «Яндекс.Такси» сотрудничал с автопарками, а Gett и Uber — не только с ними, но и с водителями-одиночками. Бизнес-схема каждого предполагала, что они получают с автопарков и водителей комиссию: у «Яндекс.Такси» было 8% без НДС с выручки автопарков, у Gett — 15%, Uber цифры не раскрывал, но в 2018-м пресс-служба признала, что комиссия составляла 20%.

В каждой компании действует система контроля качества работы водителей — оперативный сбор отзывов, из которых формируется рейтинг. В «Яндекс.Такси» он выводился из оценки за вступительный экзамен, в Gett водителю нужно после экзамена набрать очки, в Uber изначально выдавался максимальный рейтинг из пяти звезд, который нельзя потерять. Во всех компаниях от рейтинга зависят заработки — доступ к выгодным поездкам в аэропорт, как у Gett, или дополнительные деньги за каждую поездку, как у Uber.

Но демпинг и субсидирование поездок для завоевания рыночной доли оказались для Uber фатальными — на ряде рынков ему пришлось вступать в партнерство с местными операторами. В России его партнером стал «Яндекс.Такси», получивший контрольный пакет в объединенной компании. В 2017 году они договорились объединить бизнес в России и пяти станах СНГ: Казахстане, Белоруссии, Азербайджане, Армении и Грузии.

В том же 2017-м на рынок вышел еще один, «непрофильный» игрок  —  Mail.ru Group, инвестировавшая в столичную компанию «Ситимобил» и региональную «Везет». Гендиректор холдинга Борис Добродеев уверял, что в середине 2018 года по количеству заказов «Ситимобил» стал вторым игроком в Москве.

Основные игроки: «Яндекс.Такси» (совместная компания с Uber), Gett, «Ситимобил»

Факт: Россиянам, которые проезжают меньше 5388 км в год, ездить на такси дешевле, чем купить личный автомобиль, утверждается в исследовании банка HSBC.

Следующая примета >>>

Следующий слайд

В конце 1990-х трудно было представить, что финансовые услуги — кредиты, депозиты, страхование — могут быть доступны где-то, кроме отделений банка. Первые мобильные технологии появились как раз тогда, но они были очень скромными и ограничивались получением смс о состоянии счета.

Через 10 лет ситуация улучшилась, но не сильно. Уже появились смартфоны, но приложения банков были простыми и позволяли лишь следить за состоянием счета, искать отделения банка на карте и совершать шаблонные переводы. Если же возникали проблемы, нужно было идти в отделение.

Через еще 10 лет мир преобразился. Сейчас мобильные приложения — это целый мини-банк в телефоне, где можно покупать билеты в кино и театр, инвестировать на фондовом рынке, оплачивать штрафы и заказывать справки. Вместо походов в банк — чат с сотрудником банка или искусственным интеллектом или разговор с голосовым помощником.

В России мобильными приложениями банков пользуются около трети граждан. Это много, хотя и меньше, чем в Соединенных Штатах или в некоторых странах Европы, где мобильными приложениями, по данным банка ING, пользуется примерно 60–70% населения.

Развитие мобильного банкинга поменяло ландшафт в финансовом секторе. Ставку на мобильные приложения делает, например, Сбербанк, который претендует на звание технологической компании. Через приложение Тинькофф Банк развивает лайфстайл-банкинг — когда банк становится для клиента настоящим финансовым консультантом. 

Мобильный банкинг — это еще и способ борьбы с бедностью, в это верит миллиардер и основатель компании Microsoft Билл Гейтс. Так, по словам Гейтса, мобильное финтех-приложение M-PESA изменило жизнь в Кении. Местным жителям традиционные банковские услуги были недоступны, деньги они держали в кеше, но благодаря запущенному в 2007 году сервису смогли хранить и переводить деньги при помощи мобильного телефона.

«В следующие 15 лет диджитал-банкинг позволит бедным людям лучше контролировать свои средства и изменит их жизни», — говорил Гейтс в 2015 году.

Игроки: в России мобильные приложения есть у большинства банков, но самые продвинутые, судя по рейтингам, у Тинькофф Банка, Сбербанка и Альфа-банка

Факт: 45% россиян, по данным ЦБ, пользуются мобильным и интернет-банкингом.

Цитата: «Нам нужен банкинг, но нам не нужны больше банки. Как вы думаете, когда­нибудь мы сможем открыть банковский счет или получить кредит без физического прихода в банк?» (Билл Гейтс, 1997 год).

Следующая примета >>>

Следующий слайд

Идея создать компанию по объединению сервисов доставки заказанной через интернет еды родилась у двух предпринимателей за обедом: Левон Оганесян и Анна Шкирина обсуждали возможность сконцентрировать эти услуги на одном сайте. В то время на рынке существовали только специализированные игроки — «Сити Пицца», «ТрансПицца», «Пицца Столица», которые не приняли новичка всерьез.

Основатели компании наняли разработчика — компанию Helix, которая через полгода сделала сайт, арендовали офис в мансарде на Пятницкой, посадили там двух операторов, и год спустя, 1 сентября 2009 года запустили портал www.delivery-club.ru. Изначально они нашли около ста партнеров, которым предложили доставку за комиссию 10%. Первые инвестиции из их собственных средств составили около $500 000.

В 2011 году агрегатор привлек транш инвестиций, примерно $1 млн, от инвестиционного фонда AddVenture. В 2013 году $8 млн в компанию, работавшую уже в 18 городах, инвестировало несколько фондов во главе с Phenomen Ventures, а в июне 2014 года 100% проекта купила немецкая компания FoodPanda. По оценкам, они заплатили за Delivery Club $50 млн. В 2016 году Delivery Club была куплена у FoodPanda холдингом Mail.ru Group за $100 млн.

По оценке «Сбербанк CIB», в 2018 году рыночная доля Delivery Club составляла по числу заказов на московском рынке 46%, а «Яндекс.Еды», созданной в январе 2018 году, — 43 %. Второй лидер появился на основе компании Foodfox, купленной «Яндекс.Такси» в 2017 году. В начале 2019 года о создании такого же сервиса заявил онлайн-ретейлер Ozon.

Основные игроки: Delivery club, «Яндекс.Еда»

Цитата: «Российский рынок доставки еды продолжает стабильно расти, что подтверждает правильность нашего решения выходить в сегмент foodtech» (Дмитрий Гришин, председатель совета директоров Mail.Ru Group).

Следующая примета >>>

Следующий слайд

Портал федеральных госуслуг впервые заработал в декабре 2009 года, но тогда он лишь давал справочную информацию. Возможность регистрировать учетные записи и, соответственно, заказывать услуги удаленно появилась лишь в апреле 2010 года.

Сейчас через портал госуслуг проводятся сотни миллионов транзакций каждый день. Пользователи могут оформить удаленно сотни услуг, в том числе оплатить штрафы ГИБДД и налоги, подать заявление на регистрацию брака, выдачу российского и заграничного паспортов, записаться к врачу, проверить пенсионные накопления или зарегистрировать автотранспорт. «Но мы понимаем, что еще далеки от того, чтобы выдать гражданам лучший в мире сервис», — заявил в июле «цифровой» вице-премьер Максим Акимов. Президент Владимир Путин с этим согласен. В послании Федеральному собранию в феврале 2019 года он говорил, что все ключевые госуслуги нужно перевести в такой формат, «когда человеку достаточно выслать запрос на необходимую услугу, а остальное система должна сделать самостоятельно, автоматически».

Для этого на портале госуслуг появятся 25 суперсервисов — оцифрованных услуг, сгруппированных по типичным жизненным ситуациям (рождение ребенка, оформление ДТП по европротоколу, получение пенсий и т. д.). Например, суперсервис «Рождение ребенка» сводит к 15 минутам оформление документов и выплат, на которое уходит до 12 личных визитов в госорганы или двух-трех — в МФЦ, 10 заявлений на бумаге. «В этот раз мы хотим сделать не так, как удобно нам, а так, как удобно людям», — пообещал вице-премьер. Разработкой занимается дочерняя компания «Ростелекома» — «РТ Лабс». В работе участвуют специалисты Сбербанка, «Яндекса», Mail.ru Group и других IT-компаний.

Факт: Всего на портале Госуслуг доступно более 330 электронных услуг и сервисов. В топ-5 самых популярных услуг вошли проверка электронного дневника школьника, поиск и оплата штрафов ГИБДД, АМПП и МАДИ, прием показаний приборов учета воды, получение информации о посещении образовательных учреждений и питании, поиск такси.

Цитата: «Часто поход за госуслугами начинается  в цифровом виде, а заканчивается в обычном бумажном» (Максим Акимов, вице-премьер, 31 июля 2019 года).

Следующая примета >>>

Следующий слайд

Возможность взять в аренду автомобиль на несколько минут появилась в России в 2012 году, когда в Москве заработал каршеринг компании AnyTime, а в Санкт-Петербурге Street Car. Обе компании не дожили до наших дней (первую поглотил «Делимобиль» в 2018-м, а вторая закрылась в 2015-м).

Сегодня старейший игрок на рынке —  YouDrive, который работает в Москве с лета 2015 года. Совладелец и гендиректор компании Борис Голиков начал с партнерами реализовывать идеи американского каршерингового оператора Zipcar в Москве с десятком машин Skoda (сейчас у компании 1500 машин).

В сентябре 2015-го в Москве запустился каршеринг от «Делимобиля», через год заработала BelkaCar, в 2017–2018 годах к ним присоединились еще 11 компаний, среди них и сегодняшний лидер по автопарку «Яндекс.Драйв» (6500 машин в декабре 2018-го). В 2018 году в московском каршеринге работало 16 500 автомобилей, число поездок за год увеличилось в 3,5 раза, до 23 млн. Летом 2019 года каршеринговый парк российской столицы насчитывал 23 500 автомобилей. Аналитики PwC считают, что в ближайшие два-три года число каршеринговых машин в Москве вырастет до 30 000 — это станет точкой насыщения, после чего новые игроки уже не смогут составить конкуренцию ведущим операторам.

Этот рынок вряд ли вырос бы без поддержки московского правительства. Льготная плата за парковку для каршерингового автомобиля составляет 60 000 рублей на три года. Также Москва возмещает каршеринговым компаниям часть затрат по уплате процентов по кредитам и лизингу при закупках автомобилей. Столичные чиновники уверены, что каршеринг помогает разгрузить столичные улицы: якобы один каршеринговый автомобиль заменяет 15 личных. При этом Москва занимает первое место в списке 220 городов мира с самыми большими пробками (2018 Global Traffic Scorecard).

Каршеринговые компании, отладив технологии в Москве, осваивают новые регионы (летом 2019-го каршеринг работал в 18 городах России) и обрастают услугами: мобильными заправками, прокатом самокатов, скутеров и даже катера — летом его в тестовом режиме начали сдавать в почасовую аренду YouDrive.

Факт: Аналитики JPMorgan считают московский рынок каршеринга одним из наиболее быстроразвивающихся в мире. За первое полугодие 2019 года каршеринговые автомобили арендовали 24 млн раз — на миллион раз больше, чем за весь 2018 год.

Цитата: «У нас возникла идея еще об одном проекте, который условно можно назвать «народный каршеринг». В мире ведутся проработки этой новой идеи, когда сам гражданин может по типу каршеринга сдавать в течение дня свою машину» (Сергей Собянин, мэр Москвы, август 2018 года).

Следующая примета >>>

Следующий слайд

Самое первое видео на YouTube было загружено в апреле 2005 года, а сегодня это второй по посещаемости сайт в мире. Видеосервисы плотно стали проникать в жизни людей вместе с интернетом. Сегодня на игровой стриминговый сервис Twitch ежедневно заходят более 15 млн пользователей, число платных подписчиков онлайн-кинотеатра Netflix достигло 139 млн.

В России к началу 2019 года число интернет-пользователей старше 16 лет, по данным исследовательской компании Gfk, превысило 90 млн. Почти половина активной аудитории Рунета, 44%, смотрят стримы или стримят сами, говорится в отчете платформы DonationAlerts (принадлежит Mail.ru Group). При этом стримы сегодня — это трансляция не только игр, но и концертов, мероприятий, просто событий из повседневной жизни пользователей интернета.

Влияние видеоблогеров стало настолько весомым, что их деятельностью озаботились власти. В 2017 году видеоблогер Саша Спилберг выступала на парламентских слушаниях, посвященных молодежной политике, где призвала депутатов «стать прозрачнее». А спикер Госдумы Вячеслав Володин в ответ на инициативу депутата ЛДПР Василия Власова повысить цитируемость с помощью блогеров заявил, что депутатам это не по карману.

Традиционные медиа также обратили внимание на рынок инфлюенсеров, который притягивает все больше маркетинговых бюджетов крупных компаний. В июле 2019 года «Национальная медиа группа» купила 50% блогерского агентства Hype Agency, на которое подписаны 45 блогеров, снимающих видео о красоте, играх, моде, феминизме, путешествиях и др. Аудитория каждого из них в YouTube и Instagram от 50 000 до 3,5 млн подписчиков.

Факт: Каждую минуту на YouTube загружается более 500 часов контента. Это 30 000 часов в час и 720 000 часов в день.

Цитата: «Видеоблогеры сейчас — это в том числе и бизнес, и многие из них зарабатывают так много <…> Вашей зарплаты не хватит, чтобы поработать и неделю с ними» (спикер Госдумы Вячеслав Володин депутатам о видеоблогерах, 14 июня 2017 года).

Следующая примета >>>

Следующий слайд

Кто не сталкивался с необходимостью мелкого ремонта в квартире или помощи в изучении иностранного языка? Рынок предлагал решения, даже когда официально никакого рынка не было. А когда его признали, газеты вроде «Из рук в руки» стали с настойчивостью свах сводить мастеров с клиентами. Интернет подхватил эстафету, сократив путь «мужей на час» к потребителям. Агрегаторы появились позже, но и они не сразу разглядели свою выгоду.

Например, создатели сервиса YouDo, который появился в 2009 году, поначалу называли между собой свою компанию «биржей дурацких поручений». Она организовывала, к примеру, конкурсы поедания лимонов или рисования смешных автопортретов. Основатели потратили два года и $1 млн, пока не заметили, что у их аудитории, составлявшей уже около 1 млн человек, стали появляться очень приземленные заказы: прибить полку, выгулять собаку, отвезти родственникам посылку. В 2012-м YouDo перенастроили. Через год набирать мастеров по ремонту и домашнему сервису стал портал Profi.ru, и тогда же предложения бытовых услуг появились на Avito.

В 2014 году команда «Яндекса» заметила, что запросы о бытовых услугах встречаются в среднем 3,3 млн раз в месяц, из них 600 000  из Москвы. В компании решили создать агрегатор агрегаторов, объединив уже существующие сервисы, такие как YouDo, Profi.ru, «Грузовичкофф», «Домовенок», «Центр услуг 007» и другие юридические лица, объединившие примерно 20 000 исполнителей заказов, физлиц. Тем не менее через год «Яндексу» пришлось закрыть свой сервис потому, что, как решили в компании, создание лояльной базы потребителей потребовало бы слишком много времени. В 2018 году поисковик повторил попытку на другой основе: его сервис «Яндекс.Услуги» стал работать не столько с компаниями-партнерами, как предшественник, а напрямую с исполнителями.

2019 год показал, что крупные ремонтные компании, даже имеющие собственные агрегаторы, проигрывают рынок индивидуальным умельцам. Например, МТС, запустившему сервис по ремонту бытовой техники, уборке помещений и другим услугам, пришлось через полгода его закрыть: конкурировать с найденными через поиск мастерами оказалось невозможно.

Основные игроки: «Яндекс.Услуги», Avito, YouDo, Profi.ru

Факт: На Avito число запросов контактов по объявлениям в разделе услуг за 2018 год выросло на 20%, с 75 млн до 90 млн

Следующий слайд

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.